История факультета

...исторически сложилось, что факультет является преемником славных традиций факультетов АРЭО сразу нескольких военных училищ и академий

Современный факультет авиационного радиоэлектронного оборудования и его кафедры являются преемниками исторического наследия факультетов авиационного радиоэлектронного оборудования Иркутского и Ставропольского высших военных авиационных инженерных училищ, передислоцированных в город Воронеж в Военный авиационный инженерный университет в результате проводимых в Министерстве обороны в 2009 году реорганизаций.

Нагрудный знак отличия выпускников Иркутского ВВАИУОбновленный знак ИВВАИУ(ВИ)

В Иркутском училище факультет осуществлял подготовку авиационных инженеров по радиоэлектронному оборудованию самолётов и вертолётов с 1987 г. Становление факультета начинал начальник факультета полковник Коноплянников Юрий Алексеевич. Высокая теоретическая подготовка первых преподавателей факультета в сочетании с большим войсковым опытом офицеров позволила успешно выполнить задачу ввода в учебный процесс большого цикла дисциплин.

В ноябре 1990 года факультет организационно выделяется в отдельную штатную единицу, появляются пять специализированных кафедр, открываются должности управления факультетом. А с 1995 года факультет начал вести подготовку адъюнктов на своей базе. В это же время факультет занимает первое место в училище по результатам учебной деятельности, кроме того три из пяти кафедр (№42, 43 и 44) признавались лучшими кафедрами ИВВАИУ. С этого момента фактически 13 лет факультет удерживал лидирующие позиции по основным направлениям деятельности. Процесс жизнедеятельности факультета был направлен на обеспечение подготовки высокопрофессиональных кадров. На факультете прививался культ учебы. После ухода в запас полковника Коноплянникова Ю.А. с 2002 по 2009 год факультетом руководил кандидат физико-математических наук, доцент, полковник Кобзарь Владимир Анатольевич.

В 2007 году факультет отметил свою 20–летнюю историю. Благодаря самоотверженному труду командиров и начальников, преподавательского и инженерно-технического состава подготовлено для частей ВВС более тысячи высокопрофессиональных офицеров. Среди выпускников факультета более 20 закончили обучение с золотой медалью и более 100 получили диплом с отличием.

Большое количество выпускников связали свою судьбу с научно-педагогической деятельностью. Полковник Аникин А.Л. (выпуск 1993 г.) стал доктором технических наук. Кандидатами наук стало более 30 выпускников факультета. Высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав кафедр факультета, на 100% укомплектованный учёными, подготовил свыше 200 учебников и учебных пособий.

В январе 2009 года под руководством полковника Кобзарь В.А. началось перебазирование личного состава и учебно-материальной базы факультета в город Воронеж, затем вернувшись в Иркутск он организовал поэтапное откомандирование в г. Воронеж офицерского состава факультета для проведения учебных занятий и развертывания учебно-материальной базы.

Знак Ставропольского ВВАИУ(ВИ)

Факультет АРЭО Ставропольского ВАИУ имеет ещё более глубокие корни. Он был создан на базе трех циклов Даугавпилсского авиационно-технического училища (ДАТУ) и первоначально назывался факультет «Радиотехнических средств пилотируемых летательных аппаратов». В 1973 году ДАТУ было реорганизовано в Даугавпилсcкое ВВАИУ ПВО имени Яна Фабрициуса.

Первым начальником факультета был полковник-инженер Виктор Васильевич Фатеев (с 1975 по 1988 гг.). Организационно факультет состоял из управления факультета, шести кафедр и курсантских подразделений. По уровню подготовки научно-педагогических кадров факультет № 4 Даугавпилсского ВВАИУ ПВО имени Яна Фабрициуса выделялся в лучшую сторону за счет В.В. Фатеева количества кандидатов наук.

В период с момента образования факультета и до 1993 года на факультете осуществлялось очное обучение курсантов и очное и заочное обучение офицеров слушателей по инженерному профилю подготовки. До 1979 года параллельно велась подготовка специалистов технического профиля. В дальнейшем факультетом руководили кандидат технических наук, полковник Виктор Георгиевич Солодкий и кандидат технических наук, полковник Владимир Михайлович Назаренко, на долю которого выпало руководство факультетом в момент перебазирования училища в г. Ставрополь, где факультет и приобрел свое привычное название - факультет «Авиационного радиоэлектронного оборудования».

За время существования факультета авиационного РЭО в г. Даугавпилсе было произведено 15 выпусков слушателей и 14 выпусков курсантов. Три выпускника окончили училище с золотой медалью. После передислокации училища в г. Ставрополь произошла реорганизация, в результате которой появились две кафедры и два цикла. После В.М. Назаренко начальником факультета авиационного РЭО стал кандидат технических наук, полковник Вячеслав Ананьевич Гимбицкий, в 2004 году его сменил кандидат технических наук, доцент полковник Александр Васильевич Кихтенко. После его ухода на должность заместителя начальника училища по учебной и научной работе в 2005 году начальником факультета был назначен кандидат социологических наук, полковник Валерий Иванович Медведев. Впоследствии начальником факультета стал заместитель начальника цикла тактики и общевоенных дисциплин полковник Сергей Иванович Максименко. В августе 2009 года именно ему выпало руководить выполнением задачи по передислокации личного состава и техники факультета из г. Ставрополя в г. Воронеж, где факультет авиационного радиоэлектронного оборудования Ставропольского ВВАИУ вошел в состав факультета АРЭО, уже образованного в ВАИУ после прибытия Иркутского училища.

Знак Воронежского ВАИУ

...в ночь 10 января 2009 года на борту военно-транспортного самолета первые подразделения курсантов факультета Авиационного радиоэлектронного оборудования Иркутского высшего военного авиационного инженерного училища прибыли на Воронежскую землю. С этой даты началась новая страница истории факультета на воронежской земле.

После прибытия для личного состава факультета были подготовлены и выделены жилые помещения в казарме и в общежитии. Прибывшие преподаватели практически с колес организовали и возобновили прерванный переездом процесс обучения курсантов на новом месте в новых условиях. Учебные занятия начали проводиться в отводимых учебных помещениях практически без промедления. Педагогический опыт и методическое мастерство прибывших преподавателей позволил им проводить занятия с хорошим качеством. А наличие «родных» преподавателей способствовало стабилизации морально-психологического состояния курсантов и, в конечном итоге, привело к быстрой их адаптации к новым условиям.

В период с января по май 2009 года шло активное укомплектование штатов факультета. Факультет авиационного РЭО взамен номера «4» получил номер «10». В его штат была включена 101 кафедра авиационных радиоэлектронных комплексов, ставшая преемницей 41 кафедры Иркутского ВВАИУ авиационных радиоэлектронных комплексов и эксплуатации бортового РЭО, 102 кафедра радиоэлектроники (авиационной) вместо 42 кафедры радиотехники Иркутского ВВАИУ и 101 цикл радиоэлектронного оборудования. Таким образом, сформировалась преемственность факультета и кафедр.

В дальнейшем в результате продолжавшихся реорганизаций ВУЗов с прибытием курсантов Ставропольского ВВАИУ к 1 сентября 2009 года на факультете введены три кафедры: 101 кафедра авиационных радиоэлектронных комплексов, 102 кафедра авиационных систем и комплексов радионавигации и радиосвязи, 103 кафедра эксплуатации бортового авиационного радиоэлектронного оборудования.

Основной проблемой для проведения учебного процесса в первое время после передислокации факультета было отсутствие специализированных аудиторий для проведения занятий по военно-специальным дисциплинам. Имевшиеся на территории учебного городка №1 аудитории не удовлетворяли требованиям для подготовки специалистов инженерно-авиационной службы по РЭО. Поэтому с первых дней прибытия личного состава началась активная работа по созданию и развертыванию учебно-материальной базы. Для развертывания специализированной учебно-материальной базы факультета на территории учебного городка №1 в учебном корпусе №1 был выделен второй этаж. Специфика факультета и условия размещения образцов изучаемого авиационного радиоэлектронного оборудования потребовали кардинальной перепланировки и реконструкции помещений на втором этаже учебного корпуса.

Поэтому с января по июнь 2009 года силами подрядных организаций были выполнены необходимые работы, позволившие создать большие и красивые помещения для факультета. К концу мая 2009 года основной объем работ в помещениях факультета был закончен и 1 июня 2009 года состоялось торжественное открытие факультета с разрезанием красной ленточки.

С этого времени факультет начал интенсивную работу по развертыванию учебно-действующих стендов в своих собственных помещениях и классах. Последовательно шло укомплектование должностей преподавательского и инженерно-технического состава. Руководить факультетом в сложный период обустройства на новом месте выпало начальнику 101 кафедры полковнику Аврамову Андрею Викторовичу, который в период с января по июль 2009 года исполнял обязанности начальника факультета.

С июля 2009 года руководство факультетом доверили самому опытному начальнику факультета в университете полковнику Клочкову Игорю Геннадьевичу – начальнику факультета №6 радиоэлектронной борьбы (и информационной безопасности). Благодаря опыту и высоким организаторским способностям, полковник Клочков И.Г. вывел факультет АРЭО на передовые позиции по состоянию учебно-материальной базы, организации учебного процесса, уровню спортивной и культурно-досуговой работы. В августе 2009 года факультет принял пополнение курсантов и офицеров из Ставропольского и Тамбовского ВВАИУ. Офицеры данных училищ влились в штат факультета.

До начала октября 2009 года личному составу факультета удалось полностью оснастить аудитории учебно-действующими стендами и методическими материалами. За это время полностью оборудованы и введены в учебный процесс две лекционных аудитории, два специализированных компьютерных класса, специализированный класс систем государственного опознавания и активного ответа со стендами аппаратуры государственного опознавания, специализированные классы систем радиолокации и управления вооружением с учебно-действующим стендом радиолокационного прицельного комплекса РЛПК-29 и комплектом авиационных средств поражения, класс оптико-электронного прицельных комплексов с учебно-действующим стендом оптико-электронного прицельно-навигационного комплекса ОЭПрНК-29 самолета МиГ-29, специализированные классы систем радионавигации и радиосвязи с соответствующими стендами и образцами бортового оборудования и многое другое. Помимо работ на факультете личный состав активно принимал участие в приемке в строевых частях воздушных судов, что позволило оснастить учебный аэродром исправной авиационной техникой.

Таким образом, к исходу 2009 года факультет авиационного радиоэлектронного оборудования полностью восстановил все направления своей деятельности в стенах Военного авиационного инженерного университета. Кафедры и подразделения факультета после всех преобразований сумели сохранить свой потенциал, а во многом и приумножить его, продолжая успешно решать задачи по подготовке высокопрофессиональных специалистов инженерного и технического профиля по радиоэлектронному оборудованию. Гордостью факультета стали курсанты-победители региональных и всероссийских межвузовских конкурсов и олимпиад по техническим, гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам. Спортивные команды факультета продолжили победные традиции, став победителями и призерами по перетягиванию каната, армейскому рукопашному бою, лыжному спорту, легкой атлетике, футболу и волейболу. Новый импульс развития получила художественная самодеятельность факультета.


Московский авиатехникум

По инициативе профессора Жуковского в 1919 г. был создан Московский авиатехникум, от которого ведёт свою историю прославленное военно-учебное заведение. Первоначально занятия проходили в здании на Вознесенской улице (улица Радио), а в мае 1920 г. авиатехникуму было предоставлено здание бывшего ремесленного училища в Малом Козловском переулке, в центре Москвы, но вдали от аэродрома.

Институт инженеров Красного Воздушного Флота

26 сентября 1920 г. Реввоенсовет Республики издал приказ № 1946, в котором постановил реорганизовать Московский авиатехникум в Институт инженеров Красного Воздушного Флота имени Н.Е. Жуковского. Положение об институте было утверждено Реввоенсоветом 23 ноября 1920 года.

Академия Воздушного Флота имени Н.Е. Жуковского

9 сентября 1922 г. издан приказ Реввоенсовета о введении нового штата института с присвоением ему наименования Академия Воздушного Флота имени Н.Е. Жуковского. Летом 1923 г. академия переехала в Петровский дворец и бывший ресторан Скалкина вблизи Ходынского аэродрома, что существенно отразилось на улучшении учебного процесса.

Военно-воздушная академия РККА

17 апреля 1925 года академия переименована в Военно-воздушную академию РККА имени профессора Н.Е. Жуковского. В первые годы существования в академии было два факультета: инженерный и службы Воздушного Флота (командный, который просуществовал до 1927 года и в 1930 году вновь открыт). 29 января 1927 года произведён первый выпуск слушателей командного факультета.
В 30-е годы в дополнение к двум существовавшим факультетам прибавились ещё четыре: авиационного вооружения (1934), оперативный (1935; проработал 2 года и вновь открылся в 1939 году), заочного обучения (1937), штурманский (1938).
До 1940 года академия оставалась единственным военным авиационным высшим учебным заведением страны, которое готовило командиров для Военно-воздушных сил, инженеров широкого профиля, способных работать в войсках, промышленности и научно-исследовательских учреждениях. Её выпускники командовали авиачастями и соединениями, руководили инженерно-авиационной службой, возглавляли конструкторские бюро, авиазаводы, научно-исследовательские учреждения.

Военная академия командного и штурманского состава ВВС Красной Армии

В марте 1940 г. на базе командного, штурманского, оперативного факультетов и курсов усовершенствования начальствующего состава создана Военная академия командного и штурманского состава ВВС Красной Армии (Военно-воздушная академия имени Ю.А. Гагарина). После этого академия готовила только инженерно-технический состав для ВВС. С началом войны академия стала комплектоваться студентами старших курсов вузов и втузов страны, что позволило сократить сроки обучения. Для переподготовки лётного, штурманского и технического состава на новую боевую технику при академии был создан учебный центр, который в первые месяцы войны переподготовил свыше 5 тысяч человек.
С июля 1941 по июнь 1943 г. академия находилась в Свердловске. В годы Великой Отечественной войны учёные академии занимались повышением надёжности и эффективности боевого применения самолётов, улучшения их лётно-технических характеристик, обоснованием рациональных конструкций стрелково-пушечного вооружения и авиационных боеприпасов, исследованиями по увеличению точности воздушной стрельбы и бомбометания. Результаты этих исследований оказали значительное влияние на развитие боевой авиационной техники, организацию инженерно-авиационной службы ВВС и эффективность инженерно-авиационного обеспечения боевых действий советской авиации. Были проведены важные исследования, связанные с созданием реактивных двигателей и более совершенных аэродинамических компоновок самолётов, а также закладывались основы аэродинамического расчёта и проектирования скоростных самолётов, теории устойчивости, управляемости и манёвренности самолётов при больших скоростях полёта. Всего за годы войны было выполнено 672 научно-исследовательских работы.

Военно-воздушная инженерная академия

6 августа 1946 г. академия переименована в Военно-воздушную инженерную академию имени профессора Н.Е. Жуковского. В соответствии с решением Министерства обороны СССР 6 августа начато формирование радиотехнического факультета. Создан лётно-экспериментальный отдел академии. Созданы кафедры реактивного управляемого вооружения, пилотажно-навигационных комплексов и управляемых авиационных ракет, лучистой энергии. Создан стенд для испытания турбореактивных двигателей (первый среди вузов страны).

Военный авиационный технический университет

В 1998 году при очередной реорганизации военного образования академия была переименована в Военный авиационный технический университет (ВАТУ). Петровский дворец, в течение 75 лет бывший главным корпусом, сердцем и одним из символов академии, был передан в ведение мэрии Москвы, а штаб академии переехал в дом № 3 на Планетной улице.

Военно-воздушная инженерная академия

В 2002 году вновь было возвращено название Военно-воздушная инженерная академия и имя профессора Н.Е. Жуковского.

Филиалы

В 1998 году в состав академии включено Ставропольское высшее авиационное инженерное училище ПВО имени маршала авиации В.А. Судца, сформированное на базе «Ставропольского высшего военного авиационного училища лётчиков и штурманов имени маршала авиации В.А. Судца» (СВВАУЛШ) в статусе Филиала Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского. С 31 декабря 2004 года училище вновь получило самостоятельный статус и наименование «Ставропольское высшее военное авиационное инженерное училище (военный институт) имени маршала авиации В.А. Судца».

Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина

Распоряжением Правительства РФ от 7.03.2008 г. № 283-р с 1 сентября 2008 г. в ведении Министерства обороны создаётся федеральное государственное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина». Новое учебное учреждение создаётся путём реорганизации в форме слияния находящихся в ведении Министерства обороны Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского и Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина и будет располагаться в подмосковном Монино.

Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил

С ноября 2009 года Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» располагается в Монино и Москве, сокращено около половины преподавателей. В 2009 году набор слушателей не осуществлялся. В 2011 году академия перебазирована в г. Воронеж.

Академия создана в марте 1940 года на базе курсов усовершенствования начсостава Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. Получено наименование Военная академия командного и штурманского состава ВВС Красной Армии. 29 марта 1940 года из состава академии выделились оперативный, командный и штурманский факультеты, образовав Военную академию командно-штурманского состава с месторасположением в поселке Монино Московской области.

C 1946 года именуется Военно-воздушной академией. В 1968 году ей присвоено имя Ю. А. Гагарина.

В составе академии (1990): 2 основных факультета по трём командно-штабным, одной штабной и одной штурманской специальностям; факультет заочного обучения; факультет переподготовки и повышения квалификации офицерского состава, адъюнктура, 26 кафедр, учебные лаборатории и кабинеты.

При академии имеется музей, где экспонируется авиационная техника — от бипланов Первой мировой войны до современных сверхзвуков летательных аппаратов, различные авиационные двигатели, образцы авиационного вооружения и оборудования.

Академия награждена орденами Красного Знамени (1945), Кутузова 1 й степени (1968), иностранными орденами. Среди выпускников Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина около 700 Героев Советского Союза (в том числе трижды Герой Советского Союза Кожедуб И.Н. и 39 дважды Героев Советского Союза), более 10 летчиков-космонавтов России и зарубежные космонавты — Фам Туан, Зигмунд Йен, Владимир Ремек. В ней обучалось также более 2000 иностранных военных специалистов из 21 страны.

В 2008 году Распоряжением Правительства РФ от 7 марта 2008 г. № 283-р соединена с ВВИА им. профессора Н.Е. Жуковского. Название новой объединённой академии — Военно-воздушная академия орденов Ленина и Октябрьской революции Краснознамённая имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина.

Приказом Минобороны РФ от 12 июля 2011 г. N 1136 "О мерах по совершенствованию системы подготовки кадров в военных образовательных учреждениях высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации" Военно-воздушная академия имени Ю.А. Гагарина была закрыта, а обучение слушателей было передано в Военный авиационный инженерный университет (г. Воронеж).